Где можно купить и полистать новый номер журнала ИДЕЛЬ?
Новости
Лайфстайл

Тайна Зиланта: почему на гербе Казани изображен дракон?

Символы, которые часто встречаются в Казани — белый барс и дракона. Они украшают эмблемы наших футбольных и хоккейных команд, достопримечательности города, люки и даже ножки скамеек. Дракон буквально повсюду, но многие горожане и не догадываются о его происхождении...

Существует такая легенда…

Давным-давно у истока реки Казанки располагался город. Поскольку местность была холмистой, девушкам было нелегко носить воду, и в один из дней они стали ругать хана, основавшего город. Тот услышал их жалобы и решил перенести город в другое место — на территорию нынешней Казани. Но в новой локации оказалось множество змей. Несмотря на предупреждения мудрого старца, хан собрал змей в одно место и приказал сжечь их сухими камышами. В пламени из сожженных змей возник дракон, который, разгневавшись из-за смерти своих детей, начал нападать на местных жителей. Городские герои смогли загнать дракона на Змеиную гору (ныне — территория Кировского района). Однако дракон время от времени выходил и похищал самых красивых девушек, мстя людям. Однажды его заметили у Кабана, и из его глаз текли горькие слёзы. Жители пожалели дракона, осознали свои ошибки и пошли просить у него прощения. С тех пор дракон успокоился и поселился на дне озера Кабан. По другой версии, дракона победил храбрый юноша, а на герб города поместили крылатую змею в память об этих событиях.

 

Эту легенду обычно рассказывают туристам, приезжающим в Казань. Существует множество вариаций этой истории. Однако до сих пор неясно, почему дракон занял место на гербе города. Почему мусульмане-татары разместили на нем именно мифического крылатого змея?

 

Согласно другой версии, дракон вообще не имеет отношения к татарам. По мнению советского археолога Михаила Худякова, герб был придуман московскими геральдистами после завоевания Казани (книга «Очерки по истории Казанского ханства», 1923 год). Первые упоминания о гербе Казани датируются 1577 годом. В документах Ивана Грозного, наряду с двуглавым орлом, символом русского царства, упоминаются символы 13 территорий, включая Казань.

 

До этого времени никаких упоминаний о гербе Казани не существует. Это неудивительно, ведь геральдика, то есть создание гербов, не характерна для тюркских народов; она пришла из Европы. Почему именно дракон был выбран для герба Казани — остается вопросом. Однако образ дракона, или крылатого змея, был знаком народам Поволжья с давних времен.

 

Этот символ был известен и нашим древним предкам в Волжской Булгарии. На монетах Болгара, датируемых 1250-1310 годами, изображен дракон. Эти монеты можно найти в книге кандидата исторических наук Альвиры Закирулловны Сунгатуллиной «Джучидские монеты поволжских городов XIII века».

 

В этой статье я называю это существо драконом, по татарски это слово звучит как «аждаха». Оно пришло к нам из древнего Ирана. Ажи-Дахака, или Дахака — это мифическое существо, извергающее огонь. О нем говорится в священной книге древнеперсидских зороастрийцев — Авесте, где оно представлено исключительно в негативном свете.

 

Согласно мнению ученых, у иранцев аждаха символизировала вулкан. Землетрясения, страшные звуки, обугленные и сожженные земли, клубы черного дыма из легенд напоминают извержение вулкана. В современной Армении также есть вулкан Аждаак.

 

У большинства тюркских народов помимо термина «аждаха» есть и другие названия. У турок, помимо «эждаха» есть мифическое существо «йелбеген», живущее в море, со множеством голов и питающееся человеческой жизнью.

 

У казахов «айдахар» сражается с птицей Самрук, и эта борьба символизирует смену сезонов. В тувинском языке аждаху называют «лу», что, вероятно, является заимствованием из китайского.

 

Татарам, башкирам, мари и чувашам также известно название «барадж», с которым связано несколько легенд. Рассказывают, что когда-то на берегу реки Зай жил большой летающий змей по имени Барадж. Он обитал в водоемах и реках, защищал местное население, а при пожарах тушил огонь. Однажды на племя напали сильные враги, и змей, пожертвовав своей жизнью, спас людей. Народ решил в его честь назваться его именем. Существует несколько деревень, названия которых похожи на Баграж. Легенда о Барадже также упоминается в «Дафтари Чингиз-наме» конца XVII века.

 

Таким образом, можно понять, что образ крылатого змея не был чужд культуре тюрков, проживавших на этих землях. В «Диван лугат ат-турк» Махмуда Кашгари, одном из древних тюркских словарей, среди животных, представляющих 12-летний цикл календаря, есть и дракон. Однако Кашгари описывает его как «нак елан», что означает «крокодил-змей». По мнению Кашгари, год нак елана будет богат на осадки, а значит и на урожай.

 

Наблюдая за изменениями образа змея от региона к региону, можно прийти к интересным выводам. Чем дальше на восток, тем более положительным становится образ дракона. На западе же, напротив, дракон изображается как злое существо. Мы находимся на перекрестке этих двух противоположных представлений. Поэтому в наших сказках и легендах дракон может быть как злым похитителем девушек, так и мудрым белым змеем, помогающим герою.

 

В западных культурах негативное восприятие дракона, вероятно, связано с влиянием христианства. В Библии змей — это существо, которое склоняет Адама и Еву к греху. Кроме того, этот образ встречается и у других тюркских народов. Его названия могут различаться, но в целом он знаком всем тюркским народам.

 

Автор: Зулейха Камалова

Этот материал был опубликован в августовском номере «Идель» 2024 года

Вы уже оставили реакцию

Нет комментариев

Самое читаемое