В конце апреля мы побывали на INTERVALS — крупнейшем российском фестивале медиаарта в Нижнем Новгороде.
Во время события десятки городских локаций становятся площадками инсталляций и мэппингов: фестиваль работает с архитектурным наследием города и современными локациями, интегрируя в них работы медиахудожников мирового уровня. В этом году свои работы представили 20 медиахудожников из Кореи, Испании, Франции, Турции, Азербайджана и России.
Как цветомузыка на дискотеках переродилась в целое направление искусства, что нам пытаются донести медиахудожники в своих работах и как культура помогает найти ключик к сердцу аудитории — все ответы в нашем материале.
Свет + музыка = медиаарт
У многих казанцев медиаискусство ассоциируется с NUR, и немногие знают о том, что казанский фестиваль продолжает традиции флагмана INTERVALS. Нижегородский фест медиаарта начался еще в 2015 году с небольшой вечеринки, где музыку сопровождало аудиовизуальное шоу. Уже в 2017 году мероприятие переформатировалось в полноценный фестиваль и покорило сердца горожан.
По задумке создателей, название «Интервалы» призвано отразить концепцию творческого взаимодействия между визуальными художниками и музыкантами. Сегодня на INTERVALS съезжаются ценители нового искусства из разных уголков страны. Организаторы сообщили нам, что в этом году на дни фестиваля «разобрали» 80% номерного фонда в отелях и гостиницах Нижнего Новгорода.
К слову, медиаискусство в Поволжье стало развиваться задолго до появления мощных проекторов и гигантских пиксельных экранов. Так, например, в Казани еще в 1962 году было основано студенческое конструкторское бюро «Прометей», которое создавало cветомузыкальное оборудование, организовывало светоконцерты, создавало абстрактные фильмы, видеоарт и световой дизайн.
Искусство эпохи интернета
Современный медиаарт транслирует не только событийный контекст современности и авторский взгляд медиахудожников, но и уровень развития технологий. Это искусство эпохи интернета, которое включает себя многообразие форматов и технологий: динамичные проекции на здания, световые инсталляции, иммерсивные мультимедийные проекты, компьютерную графику и анимацию, видеоперформансы и многое другое. Один из актуальных инструментов медиахудожников — конечно, искусственный интеллект.
Почему светомузыкальное искусство так завораживает и вдохновляет? Ответ мы нашли в материале «Цветомузыка в искусстве», опубликованном в журнале «Наука и жизнь» еще в 1998 году:
«Мелодии могут не только улучшать настроение и самочувствие, но и повышать внимание, работоспособность, стимулировать мыслительную и физическую деятельность. Установлено также, что они положительно влияют на эндокринную, нервную и сердечно-сосудистую системы, способствуют лечению ряда психозов, желудочно-кишечных и иных заболеваний у взрослых и детей. (...) В течение нескольких сеансов этим людям давали прослушивать обычно используемые для лечения музыкальные произведения в сопровождении движущихся цветовых пятен от цветодинамического проектора "Цветодин". Эксперименты показали более высокую эффективность цветомузыкального воздействия по сравнению с музыкальным и цветовым по отдельности».
Возможность выйти за рамки привычного видения
Сегодня в креативных индустриях много говорят о насмотренности — качестве, влияющем на способность создавать новые уникальные продукты. Фестиваль INTERVALS ценен тем, что здесь можно посмотреть работы медиахудожников из разных уголков мира. Узнав, что волнует и вдохновляет людей с других концов света, мы расширяем кругозор, открываем новые для себя горизонты творчества.
В рамках INTERVALS проходит насыщенная образовательная программа — база знаний, которую организаторы расширяют с каждым годом. На Intervals Education выступают специалисты сферы мультимедиа и современного искусства, художники и культурные деятели.
Диалог с городом
INTERVALS работает с архитектурным наследием города и современными локациями, интегрируя в них работы медиахудожников мирового уровня. Во время фестиваля городское пространство, технологичное искусство и зрители вступают в многосторонний диалог.
Создатель фестиваля INTERVALS — компания Dreamlaser, которая занимается поставками сценического оборудования. Для организаторов важно сохранять доступность этого взаимодействия, поэтому вход на городскую медиавыставку и образовательную программу свободный. На INTERVALS каждый желающий и просто прохожий может увидеть актуальный медиаарт, познакомиться с этим видом искусства, заинтересоваться и получить значимый эмоциональный опыт.
Просвещаемся выгодно
Фестиваль активно коллаборируется с современными технологическими компаниями и проектами, среди которых Tele2, VK Музыка, Тинькофф, PARI и другие. Интерес компаний заключается в том, чтобы поддержать интерес своих клиентов к современной культуре и создать новые возможности для взаимодействия.
Так, например, оператор Tele2 в этом году в рамках фестиваля впервые интегрировался в сферу создания арт-произведений: на здании Академии Маяк в захватывающем мэппинг-шоу гости могли совершить виртуальное путешествие сквозь шесть исторических эпох искусства от античности к современности. В основе работы — идея о трансформации шедевров живописи, скульптуры и архитектуры в пространстве и времени. А в пространстве ЦЕХ* для посетителей INTERVALS была оборудована специальная интерактивная зона «Минута на искусство», где все желающие могли сразиться с друзьями в захватывающей игре, попить вкусный кофе и узнать, как обменять минуты из своего тарифа на билеты в музеи города.
Оператор поддерживает стремление пользователей интересоваться искусством и проводить время в музеях: в последнее время компания активно стремится ассоциироваться у людей с разными проектами с сфере культуры.
К слову, проект оператора «Культурный обмен» с конвертацией валюты (= минут) на билеты в музеи работает в 15 городах Росcии: так, например в Казани можно обменять неиспользованные минуты своего тарифа на билеты в 5 музеев: Музей изобразительных искусств РТ Центр «Эрмитаж-Казань», Национальный музей Республики Татарстан, Музей естественной истории Татарстана и Центр цифрового искусства Artplay Media.
Текст: Динара Зиннатова, шеф-редактор журнала «Идель»
Нет комментариев