Сегодня диджей-сеты выбрались за пределы клубов и стали неотъемлемой частью самых разных событий: конференций, презентаций брендов, церемоний открытия новых пространств и многих других. Захотелось узнать, каково это — стоять за пультом и создавать музыкальную атмосферу мероприятия?
Героя для этого интервью долго искать не пришлось. Обратилась сразу к Булату BubbleGum B. aka Aaron Voodoo, который известен многим в Казани и за ее пределами. Обсудили с ним профессию диджея, казанскую рейв-тусовку и музыкальный движ столицы Татарстана.
Булат, расскажи немного о себе?
Диджеингом занимаюсь со школьной скамьи. Влюбился в эту деятельность, когда увидел, как играет мой старший брат. Так что у нас, можно сказать, диджейская династия. Я коренной казанец. Безумно люблю свой родной город и Татарстан.
Интересуюсь, на самом деле, всем, чем обычно интересуются мужчины: спортом, яхтами, катерами, самолетами. Всем тем, что касается музыки и организации вечеринок. Люблю делать собственные мероприятия, точнее вечеринки, и свою диджейскую школу Scratch DJ School.
Откуда у тебя появился твой ник? Что он обозначает?
Возможно это самая глупая история в моей жизни, потому что никнейм появился просто во время листания каналов в интернете и поиска каких-то интересных слов. Нашел свой псевдоним, когда нарвался на мультик «Возвращение блудного попугая», где кот лежит на грузовике и говорит: «Это ж Бубльгум». Вот так прозаично всё получилось, достаточно легко. Ничего особенного он не обозначает. Просто красивый и звучный ник.
В каком жанре ты играешь?
Я играю в формате Freestyle: смешиваю огромное количество совершенно разных стилей и делаю так, чтобы каждый музыкальный сет был отдельной историей. Для диджея во время выступления очень важно взаимодействовать с танцполом. Я словно разговариваю с людьми с помощью музыки.
Предпочитаю такие жанры, как хип-хоп, RnB, хаус, электронная музыка и всё это вперемешку. Треки для сетов выбираю исходя из моих вкусовых музыкальных предпочтений. Я хочу донести до аудитории, что электронная музыка — безумная красота. Играя треки, которые многие считают классикой, можно создавать что-то новое. Благодаря музыке мы можем не вникать в смысл, но чувствовать его, настроить свой вайб на передачу какой-то информации сквозь звуки и так далее. Вот за это я ее люблю: за то, что это что-то более магическое, чем мы себе даже можем представить.
Плюсы и минусы быть диджеем, на твой взгляд?
Из плюсов: ты всегда молод. Чтобы удержаться на своем диджейском месте, надо быть «на гребне волны». Будучи диджеем, ты всегда должен быть «здесь и сейчас», в повестке сегодняшнего дня. Второй плюс: создание чего-то нового. Это просто необходимо для того, чтобы развиваться и расти дальше. Из минусов: иногда хотелось бы поспать, но не всегда это получается.
Какие трудности встречаются в твоей профессии?
Во-первых, разрозненность людей. Уверен, что если бы диджеи между собой коллаборировались, делали больше совместных продуктов, работ, больше друг другу помогали и взаимодействовали, то индустрия казанской клубной тусовки, ночной деятельности в разы бы выросла.
Следующая трудность — сложность восприятия нового со стороны аудитории. Очень сильно поменялись времена и сами по себе тенденции. В наше время люди гораздо больше хотят услышать что-то знакомое, нежели что-то необычное. Достаточно трудно бывает привить известность к какому-либо новому треку, композиции. Зачастую аудитория сама по себе морально не готова к тому, чтобы услышать иное звучание. Поэтому, будучи диджеем, часто встречаешься с тем, что думаешь, как бы обыграть какой-то трек так, чтобы он действительно «зашел» слушателям.
Что тебя вдохновляет при создании музыки?
Поиск чего-то нового: звука, подачи, новой экспрессии, ожидание реакции со стороны аудитории. Это 100% рабочая механика, когда ты обращаешь на это внимание. То есть ты не просто составляешь какую-либо композицию, но еще думаешь о том, как на это будут реагировать.
Откровение диджея?
Я не умею отдыхать. Я больше говорю, что отдыхаю, чем отдыхаю на самом деле. Потому что с учетом того, какое количество проектов у меня сейчас, естественно, я весь максимально в мыслях о них и о том, как все развивать и улучшать. Благо, у меня сейчас есть классная команда, которая помогает мне доносить до аудитории наши смыслы.
Только честно: что бесит диджея?
Бесит неготовность людей воспринимать новое, очень сильно бесит. Когда кто-то считает, что он имеет право подойти к диджею и попросить какую-то свою композицию. Хочу обратиться ко всем: пожалуйста, не делайте так. Диджей чувствует вайб, создает его и делает так, чтобы все играло правильно, всем было весело, когда надо. И рекомендации, пожелания сыграть какой-то определенный трек сильно сбивают настрой того, кто стоит у диджейского пульта.
Казанская рейв-тусовка — какая она, на твой взгляд?
Если говорить о казанском рейве, как о тусовке, его явлении, то я совершенно недоволен тем, что происходит в Казани. От слова совсем. Это сообщество, состоящее из диджеев и арт-директоров и всего в этом роде, максимально разрозненное и не концептуальное. Можно перечислить буквально, наверное, 5-7 событий в городе, которые действительно обладают яркой смысловой линией и продвигают ее. С заведениями тоже складывается печальная история, сейчас в нашем городе максимум пять заведений, которые имеют свою личность со стальными нервами и интересами. В этом деле очень важно отстаивать самость, не прогибаться под потребности аудитории. Сама культура, на мой взгляд, находится больше в стадии деградации, чем в стагнации.
Мне кажется, именно сейчас самое подходящее время, чтобы поднять клубную тусовку на новый уровень. Нам нужно всем разом собраться и подумать: в каком векторе будет развиваться казанская рейв-история, озвучить новые правила и начать делать. Казанский андеграунд очень маленький, настолько крошечный, что не набирает нужного количества людей для того, чтобы иметь материальные возможности расти дальше.
Какие проекты реализуешь в сфере диджеинга и есть ли у тебя идея-фикс, связанная с твоей профессией?
Моя идея-фикс — поднять уровень казанской тусовки и восприятие музыки среди аудитории, воспитать аудиторию так, чтобы на наши вечеринки в Казани приезжали люди из других городов и стран, зная, что это будет крутой рейв. Я один из тех людей, кому удалось прожить разные клубные времена нашего города. И я знаю, с чем можно сравнивать. У нас действительно большой потенциал, чтобы реализовать эту идею. Для этого я очень стараюсь и делаю совершенно разные события разного характера, которые несут одну ключевую идею — воспитание аудитории. Мне важно дать новое звучание этому движению. Спасибо большое моим коллегам, которые организуют свои события, хотя их, к сожалению, пока недостаточно. И огромное спасибо моей команде, которая верит в эти идеи и вместе со мной реализует их. Без этих людей, я уверен, ничего бы не получилось, поэтому мы становимся все вместе целой командой нашего большого проекта.
Из ближайших планов — организовать вечеринку в поезде. До этого мы делали подобную тусовку в трамвае, теперь хотим охватить больше аудитории и реализовать все на более крупном виде транспорта. Помимо этого, я развиваю свой личный бренд диджея Bubblegum B. и моего альтер-эго электронного звучания Aaron Voodoo, школу диджеинга Scratch Dj School, вечеринки «Где мой 2007», Tabor, Vetka, закрытый лагерь для взрослых «Юность» и проект «БиЮ», реализуемый совместно с Движением Первых.
Если я хочу стать диджеем, что мне стоит сделать в первую очередь?
Диджеинг — это не только технические навыки. В первую очередь это ваша насмотренность и наслушанность. Важно научиться характеризовать музыку, слушать ее и начать отличать друг от друга не только по исполнителям и жанрам, но и по подаче, экспрессии. А потом уже можно в диджейскую школу, чтобы обучиться техническим азам. Моя рекомендация: не следует покупать себе какое-либо оборудование, кроме ноутбука и флешек. Все остальное вам не нужно. Поверьте, пожалуйста, если вы купите домой какую-то технику, вы ей пользоваться не будете.
Текст: Айназ Сулейманова
Фотографии: личный архив героя