Услышав о Татарстане, многие вспомнят «Туган Як», тюбетейки, чак-чак и прочий кучтенеч. Немногие вспомнят о старинных и удивительных татарских обычаях — давайте знакомиться с ними ближе!
Катык как шампунь, или как топили по-черному
Так как 70% татар — мусульмане, омовения и посещение бани были и остаются важной частью их повседневной жизни. В XIX веке были популярны два типа бань: белые и черные, различавшиеся способом топки. В белых банях печь имела трубу, через которую дым выходил наружу, а в черных банях такой трубы не было, и дым выходил через приоткрытую дверь. Поэтому стены и потолок в таких банях становились черными от сажи. Отсюда и пошли выражения «топить по-белому» и «топить по-черному».
Вместо современного шампуня женщины использовали катык (!). Для его приготовления молоко сначала кипятили в котле, затем выливали в чашу и, когда оно остывало до нужной температуры, добавляли закваску. Через час молоко превращалось в катык. В бане женщины наносили его на сухие волосы и равномерно распределяли с помощью расчески по всей длине. Этнологи утверждают, что этот старинный аналог современных средств для мытья волос прекрасно справлялся со своей задачей!
Хороша ли жена — определяли пельмени
В прошлом ни одна татарская традиционная свадьба не обходилась без «кияү пилмәне» — «пельменей для жениха». По обычаю, после Никаха (бракосочетания по мусульманским канонам) невеста вручную лепила эти мясные угощения, и размер пельменей показывал её мастерство и талант хозяйки. Каждая пельмешка должна была быть настолько маленькой, чтобы пройти через обручальное кольцо!
Визитная карточка татарина — тюбетейка
Элемент образа который можно найти почти в каждой татарской семье, у звезд татарской эстрады и даже на каноническом портрете Габдуллы Тукая — это тюбетейка. Этнологи предлагают несколько объяснений её популярности.
По первой версии, тонкая матерчатая шапочка носилась под боевой шлем — такие носили как булгары, так и пришедшие позже завоеватели с Востока. Возможно, тюбетейка — это адаптированный подшлемник!
Но все же историки больше склоняются ко второй версии. По требованиям ислама, тюрки должны были покрывать голову не только на улице, но и в доме. Так и появилась матерчатая шапочка, покрывавшая макушку. Это так называемый «нижний головной убор» — в холода поверх тюбетейки носили теплую меховую шапку.
Сейчас тюбетейки уже стали одним из негласных символов и всего Татарстана — их элементы украсили даже машины и автобусы, а в кафе и ресторанах национальной кухни тюбетейки из картона даже выдают в качестве презента.
Хитрости и особенности татарских имён
В прошлые века муж и жена не называли друг друга по имени, используя заменители вроде «син» (ты) или «әнисе», «әтисе» (мать/отец моих детей). Даже сегодня младшие, особенно в деревнях, обращаются к старшим не по именам, а «апа» и «абый» — такие названия тети и дяди применимы не только к родственникам, но и к чужим людям.
Свое имя новорожденный ребенок практически выбирал сам! Родители вслух называли несколько вариантов и наблюдали за реакцией малыша. Если он улыбался — имя подходило, если хмурился или плакал — нужно было выбрать другое.
В некоторых татарских семьях до сих пор существует обычай давать детям имена, начинающиеся на одну букву: например, Асия, Айрат, Азалия, Азат, или с одинаковым окончанием: Рифкат, Талгат, Хидият. Этнологи считают, что эта традиция помогает членам семьи осознать свое единство и сплоченность, укрепляет семейные узы и улучшает взаимоотношения.
Автор: Сабина Султанова
Иллюстрации: Алмаз Файзуллин