Поговорили с сооснователем и арт-директором «Смены» о том, как зародилась эта институция, каких проектов ждать в будущем и заинтересована ли казанская молодежь в интеллектуальном развитии.
Центр современной культуры «Смена» уже десятый год развивает интеллектуальную жизнь Казани — рассказывает о современном искусстве, осмысляет прошлое региона на своих выставках, фестивалях и в книгах. Мы поговорили с сооснователем и арт-директором «Смены» о том, как зародилась эта институция, каких проектов ждать в будущем и заинтересована ли казанская молодежь в интеллектуальном развитии.
— Как вы поняли, что Казани нужно такое пространство, как «Смена»? Был ли у вас портрет целевого посетителя?
— Да нет. Эта идея витала в воздухе, и не только мы об этом задумались. Просто мы были первыми, кто взял да и сделал. Не было у нас никакого опыта, бизнес-плана. Это был волонтерский романтический проект группы 23-24-летних друзей, каждый из которых хотел чем-то в нем заниматься. Я хотел открыть книжный магазин, мой приятель Роберт — заниматься выставочной деятельностью. Был коллега, который больше хотел делать кино, другой — проводить научно-популярные лекции. Не было такого, чтобы мы пожали друг другу руки и договорились делать какую-то типологию мероприятий. Мы спокойно относились к событию любого формата, если оно казалось нам релевантным и интересным.
— За эти десять лет ощущали ли вы некую «сезонность» вашей популярности, оттоки и притоки аудитории?
— Все десять лет мы находимся в перманентном росте, ежегодном плюсе к аудитории, финансовому обороту, территориальности. Из одного маленького магазина, состоящего из четырех стеллажей, выросло три магазина и проект «Любитель». Растет количество фестивалей, которые мы проводим. Каждый год у нас рост всего: денег, аудитории, посетителей и так далее.
— Как у вас это получается?
— Просто долго занимаемся более-менее одними и теми же вещами, хотя каждый год стараемся их усовершенствовать. Делаем то, что нам самим искренне интересно. Наверное, поэтому аудитория с таким же искренним интересом относится к нам.
— Как развивается «Смена»? Вы следите за общемировыми трендами?
— Следим, безусловно. В постпандемию мы организовали программу обмена между российскими и швейцарскими институциями, исходя из того, что все живут в мире похожих типологизированных проблем, но каждый пытается решить их по-своему. Мы пригласили российских коллег из шести классных региональных институций и шесть таких же институций из Швейцарии. Целыми днями говорили, слушали доклады друг друга.
Количество таких попыток обмена просто бесконечно. Раньше мы постоянно ездили на программы обмена профессионалов. Я приезжал на неделю в Германию, и нашу группу возили из Франкфурта в Берлин, Мюнхен, знакомили с немецкими издательствами. Или, например, в Норвегии возили по местам, связанным с Мунком, показывали с музеи, институции, резиденции. Мы всегда с интересом смотрели, фиксировали и перенимали себе различные форматы развития институций. Собрали более или менее всё, что нам кажется релевантным и интересным, хотя, конечно, карманы полны нереализованных проектов. Одна из идей выставки к десятилетию «Смены» — «10 нереализованных проектов за 10 лет». Думаем, как это визуализировать.
К десятилетию планируем небольшое обновление «Смены» — запустим новые программы развития центра. Но глобально за десять лет для нас не изменилось основное — развитие нашей институции в следующих направлениях: развитие современности, современного города и современной культуры, а также активный интерес к локальной малоизвестной истории. Два этих направления — в историю и в будущее — мы все время пытались комбинировать. Чем больше преломлений будет между ними, тем больше будут расти наши внутренние KPI.
— «Смена» — это ещё и издательство. Сотрудничаете ли вы с молодыми авторами?
— Если под словом «молодежь» вы подразумеваете людей до 35 лет, то да, сотрудничаем. Но для нас молодежь — искусственная конструкция, мы в нее особо не верим и поэтому не играем в нее. Среди нашей аудитории всегда было много молодежи, это важная и понятная нам аудитория, но мы не мыслим в категории «молодой — это до 35 лет». Мы мыслим скорее культурными категориями, наша или не наша это аудитория, разговаривает она с нами на одном языке или нет. И в этом смысле нам все равно, сколько человеку лет.
Во всех наших программах, от детских до взрослых, мы всегда пытаемся выцепить единый язык для коммуникации, не пытаясь его упростить или усложнить. Наша задача — создавать богатый язык, идентифицирующий нашу жизнь, делающий ее интереснее, а не рубрицировать его по возрастам. Мы пытаемся создать большой контейнер под названием «Смена», внутри которого есть разные форматные типы взаимодействия. Для нас важен коннект, а не разделение по группам.
— На Летний книжный фестиваль в Казани «Смена» набирала волонтёров. Таким образом к деятельности культурного центра может присоединиться любой желающий?
— Волонтеры для нас — это не бесплатная рабочая сила, а люди, которые хотят перенять наш опыт. Все десять лет мы относились ко всему, что делали, как к открытому коду, который можно забрать и использовать. Волонтеры в любой момент могут прийти в Смену и сказать: «Друзья, мы хотим вам помогать». У нас часть сотрудников именно из такого опыта взаимодействия и появилась. Они пришли и сказали: «Я очень люблю вас, можно я как-то буду с вами связан?» Раз-раз, и человек — наш сотрудник. Чем сможем, поможем, всему научим.
— Какой совет дадите двадцатилетним?
— Не пытаться жить в искусственном интересе, а стараться каждый день узнавать что-то новое. Каждый день — новый факт знания. Еще лучше, чтобы это был факт о современном мире и факт об истории.
— На какие книги посоветуете обратить внимание?
— Из последнего я посоветовал бы, например, книгу «Вниз по Волге». Мы выпустили ее совместно с издательством «Ad Marginem» и Музеем-заповедником «Остров-град Свияжск». Это три репортажа иностранных авторов, которые спускались по Волге в 20-ые, 30-ые и 70-ые годы прошлого века, три разных взгляда на волжские города и Казань в том числе. Дорогая мне книжка, давно про нее думал. Это искренний интерес к Волге, которого, кажется, городу не хватает.
Интервью: Галия Гарифуллина
Фото из личного архива Кирилла
Нет комментариев