Что это, почему это происходит и существует ли в Татарстане?
Вы когда-нибудь слышали, как свистят девушкам в коротких юбках? Или видели, как засматриваются на парней в расстегнутых рубашках? Может, вам и самим приходилось получать замечания про излишне откровенный внешний вид? Знакомьтесь, это и есть сексуализация одежды, или, как пишут в интернете, приписывание к вещам эротического подтекста. Но кто этим занимается? Общество? Сам человек, который выбрал определенную одежду? Зачем люди этим занимаются, и как это влияет на мир? Тема сложная, вопросов много. А мнений еще больше. В попытке во всем разобраться мы расспросили казанцев разных возрастов и профессий, стилистов и психологов о том, как они относятся к этой теме.
В чем различие между сексуальностью и сексуализацией?
«Сексуализация предполагает собой оценку человека как сексуального объекта с точки зрения физических характеристик. Человека в этом случае начинают рассматривать как сексуальный объект, а не как независимую личность, имеющую право свободы выбора. Сексуализация как будто бы задает необходимость соответствовать определенным шаблонам, подгонять внешность под стандарт: что красиво, а что нет, что привлекательно, а что отталкивает. Она формирует ложное представление, что если выглядеть определенным образом, то тебя будут любить, хотеть, боготворить или обеспечивать. Сексуальность же в свою очередь — это про некое состояние, про внутреннюю энергию и определений вайб. Это чувственная часть нашей жизни, на которую влияет множество факторов. Например, наши внутренние убеждения, установки и знания о сексе и о себе, а также физическое и ментальное здоровье,» – рассуждает психолог-сексолог Ильмира Бекмухамедова.
Одежда и эротика. В чем связь?
«Броское мини, прозрачные платья, блузки, футболки — это то, что мы можем последние два сезона наблюдать в магазинах. Таких вещей не много, но они есть. Потому что не всем это интересно, не для всех это смело. С сексуализацией ничего не сделаешь. Здесь дело выбора: кто принимает для себя это и готов сексуализировать свой гардероб, тот это делает», — говорит стилист Исмаил Сафиулов.
Коллега Исмаила, стилист Йолдыз Гараева с этим не согласна: «Не считаю, что сексуальное влечение вызывает определенная одежда. Сексуализировать людей можно в любой одежде, в любом виде».
«Человек через свой внешний вид может транслировать свою аутентичность, мировоззрение и внутренние настроения. Почему-то принято считать, что если девушка одета привлекательно и с ноткой сексуальности, то она посылает в общество не двойственный намек на сексуальный контакт. Транслировать сексуальную сторону своей личности можно через одежду, но это не значит, что женщина через этот посыл намекает на близость. Однако, если копнуть глубже в историю человечества, или даже в историю моды, то достаточно вспомнить куртизанок, чей внешний вид привлекал представителей противоположного пола своей яркостью и доступностью. Важен посыл, который вкладывает женщина в свой образ и, конечно же, контекст», — заключает психолог-сексолог Ильмира Бекмухамедова.
Существует ли сексуализация одежды в Татарстане?
«Мне кажется, сексуализация одежды существует в каждом уголке мира, в Татарстане тоже. Некоторые люди могут даже не замечать этого на себе. Поэтому стоит хотя бы начать говорить об этом», – отмечает феминистка Лия Салихова.
«Татарстан — быстро развивающийся регион. Конечно до нас так или иначе доходят и мировые тенденции, как тренды на мини юбки и прозрачные фактуры. Но нужно понимать еще обратный тренд — это тренд покрытой одежды, на который влияет религия. Два тренда, идущие навстречу друг к другу, на мой взгляд, не дают максимально проявляться друг другу. Из-за этого сексуализация в нашем регионе не проявлена сильно, но она есть», – считает стилист Исмаил Сафиулов.
«Я не анализировала глубоко этот вопрос в нашей республике. Думаю, то, что в Татарстан много представителей исламской культуры, определенным образом влияет на восприятие женской красоты. Мужчины, да и женщины тоже чаще осуждают откровенно одетых девушек, вне зависимости от того, какой они национальности и вероисповедания», – говорит психолог-сексолог Ильмира Бекмухамедова.
Корсет с национальными мотивами на голое тело — это ок?
«Внедрять национальные мотивы в корсеты — прекрасная идея, в которой я не вижу ничего плохого. Я понимаю, что татары чаще всего исповедуют мусульманство, но ведь можно надеть такой корсет и поверх рубашки. Образ станет ярче! А еще этнические мотивы Татарстана хорошо вписались бы в коллекцию в стиле бохо: воздушные, летящие силуэты с длинными юбками и широкими, свободными рукавами. В принципе, это уже реализуется дизайнерами. И, разумеется, вопрос с откровенностью нарядов всегда будет учитываться, потому что религия — это такая же часть культуры, как и принты, и мы не должны об этом забывать», – говорит Альбина Сивиан, модельер и дизайнер одежды.
«Использвать национальные мотивы в откровенных элементах одежды в 2023 году — это не то, чтобы неправильно, это, скорее как ходить по краю. Это что-то между двумя поколениями — нашими бабушками, дедушками и подрастающими бунтарями. Был период, когда татарскую культуру ассоциировали с деревней. И только сейчас творческая молодежь начала продвигать национальные мотивы в массы и заявлять на весь мир, что татарскость — это стиль. Мы развиваемся, и привлекать интерес к какой-либо культуре через новый взгляд на устоявшиеся вещи — крутой ход, я считаю. Пусть лучше культура развивается и идет в будущее в таком проявлении, чем останется в неизменном виде на задворках истории», – отмечает стилист Йолдыз Гараева.
Сексуализируют ли мужские элементы одежды?
«Если вне сцены, то я одеваюсь по настроению. Там нет сексуализации. Если б я вышел без штанов, там, возможно, был бы еще какой-то посыл, и то вряд ли. Это такой стиль, который мне тоже близок и его сочетание с нашей музыкой мне видится гармоничным. Вот и все», — говорит солист группы Gauga Оскар Юнусов, «визитной карточкой» которого стали образы с расстегнутой рубашкой.
«Мужчины подвергаются сексуализации. Прозрачные футболки дошли и до Татарстана, я и сам в своей осенней коллекции выпустил так называемые «голые футболки». При их создании я, конечно, понимал, что парни нашего региона еще не готовы в такому дерзкому тренду. Но вообще все зависит от насмотренности — такую одежду можно обыгрывать», – подмечает стилист Исмаил Сафиулов.
«На данный момент я не сталкивалась с мужской сексуализацией одежды, однако хотела бы изучить этот момент. Поэтому сейчас не могу что-то об этом сказать. Но к примеру, можно явно заметить сексуализацию некоторой женской спортивной формы. Дизайнеры создают плавки, купальники и бикини, в которых некомфортно, затрудняются движения. Спортсменки изредка проявляют протест, выходя на поле в мужской форме, но об этом пока мало говорят», – говорит феминистка Лия Салихова.
«У сексуализации нет пола. Она может коснуться как мужчин, так и женщин. Достаточно вспомнить, как молодые родители выбирают цвет ползунков и выписного конверта для вновь родившегося члена семьи. Опасность состоит в том, что молодые люди начинают жить по ролевым моделям, перестают принимать различные особенности своего тела, стараются подстроиться под общепринятые стандарты красоты. А это в свою очередь несомненно влияет на уверенность в себе, самовосприятие и самооценку», – заключает психолог-сексолог Ильмира Бекмухамедова.
А что насчет тренда на отсутствие бюстгальтера под одеждой?
«Я отношусь к этому абсолютно нормально, поддерживаю это и сама так иногда хожу. Мне нравится, что девушки выбирают свой комфорт и могут в какие-то моменты, а особенно летом, носить вещи без бюстгальтера или топика. Но у меня есть и подруги, которые стесняются так ходить. Иногда в комментариях к видео, где девушка что-то рассказывает, можно увидеть комментарии в духе “где бюстгальтер потеряла?”, “может скажем ей что у нее видны соски?”. Сейчас, кажется их становится меньше, потому что это правда начинает становиться нормой, но все же еще не для всех», – отмечает феминистка Лия Салихова.
«Конечно же это сексуально, но не всегда и не везде так можно появиться в Татарстане. Здесь так же — дело выбора», – говорит стилист Исмаил Сафиулов.
«Порой мы можем видеть, как какой-нибудь мужчина сидит в свободной позе в тонких спортивках где-то в публичном пространстве, и у него всё видно. И в этом случае, и в случае с сосками имеет место одна из двух кринжовых ситуаций: первая происходит в силу незнания человека о свойствах ткани, а вторая может быть связана с осознанным намерением выставить свои особенности напоказ, чтобы кому-то что-то доказать», – рассуждает стилист Йолдыз Гараева.
Как выглядеть стильно и при этом не подвергаться сексуализации?
«Самое главное — баланс и гармония во внешности человека. Вульгарность — это больше про неуместность. Откровенная одежда или чрезмерный макияж иногда могут восприниматься как что-то вульгарное или неуместное, особенно в определенных ситуациях или обстановке. Важно учитывать контекст и одеваться соответствующим образом. Мы не можем контролировать одежду других людей, но в силах контролировать, на что мы смотрим и акцентируем свое внимание. Если мне не нравится, я просто выбираю туда не смотреть», – советует стилист Йолдыз Гараева.
«Не думаю, что мы сегодня куда-то денемся от сексуализации в одежде. Тело — такая же наша часть, как разум с сердцем. В желании выглядеть привлекательно нет ничего плохого, особенно когда ты не стыдишься своего тела. Другой вопрос в том, что подумают окружающие и станут ли они сексуализировать твой наряд! И чаще это проблема незрелости общества в вопросе ценности личности, где на сцену выходят зависть и неуважение. Сексуализация в одежде закончится, когда мы начнем уважать свой собственный выбор, а значит и выбор других без осуждений и додумываний о том, какой перед вами человек», – заявляет модельер и дизайнер одежды Альбина Сивиан.
Автор: Динара Калиакпарова
Нет комментариев