Многие верят, что настоящий талант не имеет границ и может проявиться в любой сфере. Стоит ли стремиться преуспеть во всем, или лучше сосредоточиться на чём-то одном? Особенно сегодня, когда со всех сторон нас зазывают на вокал, танцы, писательские курсы, гончарное мастерство — список можно продолжать бесконечно. Мы побеседовали с обладательницей сразу нескольких увлечений Азалией Исмагиловой и HRD IT- компании Ириной Сиюткиной. Вместе с ними попробуем найти баланс между множество талантов узкой специализацией.
Азалия Исмагилова к своим 19 годам успела постичь искусство маникюра, макияжа и других способов наведения красоты. Так, что уже во всю практикует свои умения на подругах. А еще Азалия обожает музыку — играет на трех музыкальных инструментах. Неравнодушна она и к спорту: танцы, фигурное катание, скалолазание есть в ее жизни. На жизнь Азалия зарабатывает будучи журналистом и флористом.
Сколько времени тебе пришлось потратить, чтобы освоить столько увлечений?
Семь лет музыкальной школы, два года фигурного катания, от двух недель до года уходило на другие занятия. Что-то изучала сама, где-то брала уроки. Фигурным катанием начала заниматься еще ребенком, но в этом деле пропустила так много лет, что сейчас катаюсь чисто для себя. Играть на гитаре училась в соцсетях — смотрела видеоуроки. Люди, которые говорят, что в интернете нельзя ничему обучиться, глубоко ошибаются. Да, я не стала в этом деле профи, но что-то могу сыграть.
Как так вышло, что у тебя к 19 годам столько хобби?
Я человек непостоянный, мне надоедает одно, и я берусь за другое. Бывало, конечно, что и родители меня подталкивали чем-то заниматься, как это было с музыкальной школой. Я хотела ее бросить, думала, что пожалею потраченных на это лет. Но сейчас рада иметь музыкальное образование. Эта бумажка мне не пригодилась, но способность сыграть любой репертуар на фортепиано пригодилась мне в жизни не раз.
Как ты все успеваешь?
Я не все успеваю, стараюсь делать по мере возможности, но я гиперактивный человек, поэтому у меня получается выполнить как-то все вместе. Иногда приходится жертвовать психологическими ресурсами. Если бы не мои близкие, было бы сложно справляться с некоторыми внутренними проблемами.
Как считаешь, действительно ли талантливый человек талантлив во всем?
Тут больше не талант решает, а боевой характер, решимость, усилия в работе над собой. Изучая и делая что-то новое, так или иначе приходится пересиливать себя в чем-то, двигаться вперед, несмотря на ошибки и неудачи. Именно так все складывается в моей работе флористом. Училась этому с нуля, но с каждой новой сменой я по-новому смотрю на эту работу. Возможно, я не посвящу этому делу всю жизнь, но сейчас я рада, что решилась попробовать, приняла этот вызов.
А как к изобилию талантов в людях относятся те, кто принимает их на работу? Поговорили об этом с Ириной Сюиткиной, HR-директора крупной IT-компании.
Каким образом HR-специалисты формируют требования к кандидатам?
Когда у бизнеса возникает потребность в дополнительных трудовых ресурсах, мы формируем профиль кандидата. Описываем проект, в который нужен сотрудник, культурный код компании / проекта / команды, историю возникновения вакансии, состав текущей команды. Определяем, каких компетенций этой команде не хватает, и на основе этих данных собираем портрет кандидата. Дальше обсуждаем с внутренним заказчиком этот портрет, визуализируем его для себя. Определяем свои ожидания, что для нас критично, что опционально. Какое образование, бэкграунд должны быть у человека, какими целями, ценностями, интересами он должен обладать. На соответствие этим критериям мы и оцениваем кандидата на всех этапах оценки. Мы должны понять, какой человек впишется в команду и закроет наши потребности в части компетенций.
Случались ли на вашем опыте ситуации, когда кандидатов брали на работу за талант, а не за умения и навыки?
Решение о приеме на работу талантливого, но не обладающего практическим опытом в каком-то деле человека зависит от задачи, которую мы решаем, стадии развития компании, внутренних процессов, уровня подготовки менеджеров, роли нашего потенциального талантливого сотрудника и огромного количества других вводных.
На одном таланте далеко не уедешь, в любом случае нужны скиллы (навыки) — как хард (жесткие) , так и софт (гибкие). Если с софтами все не очень, даже с талантом будет сложно адаптироваться в среде и быть успешным.
Согласны с выражением «талантливый человек талантлив во всем»? Или, чтобы стать успешным, важно концентрироваться и стать профи в своей узкой специализации?
Если человек уже что-то умеет делать отлично, имеет какой-то талант, который он развил в навык, овладеть следующим навыком ему может быть легче. Просто потому, что сам навык изучения нового отработан, плюс есть мотивация освоить новое. Довольно сложно быть успешным, обладая одним лишь талантом. Рабочая среда — сложная система взаимоотношений, ожиданий, ответственности. Чтобы продвигаться в ней, необходимо регулярно развиваться, овладевать новыми знаниями и навыками.
Для личной профессиональной стратегии я бы выбрала такой план: делать то, что у тебя получается лучше других, постепенно развивая и расширяя круг своих навыков. В какую сторону их расширять — зависит от планов на будущее.
Случались ли на вашем опыте случаи, когда стороннее хобби или талант человека помогли ему в профессиональной карьере? Например, как уроки каллиграфии в жизни Стива Джобса…
Сторонние хобби и таланты во многом формируют нашу личность. Если человек может чем-то увлекаться, продолжительное время вкладываться в какое-то дело, испытывать к нему страсть, это хороший знак.
Вы работаете HRD в IT-сфере. Как считаете, технический ум и способность программировать — это талант? Или все-таки это набор навыков, которыми может овладеть каждый?
Технический ум — талант, особенность мышления человека. Способность программировать — навык, который может обрести практически любой, кто вложит в это свои усилия и мотивацию.
Монетизировать можно любой талант? Что делать, если для зарабатывания денег приходится заниматься не тем, что нравится?
Думаю, чтобы монетизировать талант, нужна продуктовая стратегия. А также понимание, какие коммерческие ожидания мы вкладываем. Это подработка, основная деятельность или мы хотим построить на этом таланте большой бизнес. Нужно понять, будет ли спрос на этот талант. Какая емкость рынка, есть ли конкуренты? Далее стандартная упаковка в некий продукт, который предлагаем нашей ЦА с понятным коммерческим продолжением и маркетинговой стратегией.
Если у вас есть талант, вы видите в нем коммерческий потенциал, но вам сейчас приходится заниматься чем-то другим для того, чтобы получать зарплату, я бы советовала все же попробовать себя в том, что нравится. Подготовиться, изучить рынок, понять ключевую ценность, особенность своего продукта. Оценить свои ресурсы на реализацию этого проекта (время, деньги, силы) и дерзать. Откатиться назад можно почти всегда.
Автор: Екатерина Семенова
Фото: Из личного архива героев